Рычкова Елена Геннадьевна,
педагог дополнительного образования 
МБУ ДО «ДШИ №6» г.о.Самара 


Джаз – это воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться. Это искусство удивляет и покоряет своей многомерностью и импровизационной свободой тех, кто только открывает для себя этот фантастический, непредсказуемый мир так не похожей на другие жанры музыки. 

Основными особенностями джаза стали:
- специфическая полиритмия (сочетание в музыкальном произведении двух и более самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера), которая основана на синкопированных ритмах;
- биты представлены постоянной пульсацией;
- большая роль импровизации;
- яркий и красочный гармонический и тембровый музыкальный ряд;
- интонационный строй допускает отклонение от темперации;
- широкое использование приёмов глиссандо, вибрации,
- применение ударных инструментов/установки как полноправного солиста джаз-банды;
- повышенная эмоциональность, доходящая до экстатичности.
Джаз как музыкальный  стиль сложился в начале - середине 40-х годов XX века. Широкое распространение в США и странах Западной Европы получил стиль би-боп, который характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. 
В СССР джаз зарождается в 20-е годы одновременно с его расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем  Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).
Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов.
Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках нашей страны проводятся джазовые фестивали. В Москве такой фестиваль проходит раз в два года (с 1978 г.). Недели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси.  В 1967 г. на таллинском фестивале, кроме советских коллективов, принимали участие музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии.
С этого момента начались постоянные выступления наших джазовых музыкантов на зарубежных фестивалях, например, группа Г. Гараняна, Н. Громина (в Праге), «Ленинградский диксиленд», биг бэнд п/у В. Людвиковского, п/у О. Лундстрема, К. Орбеляна, А. Кролла (в Варшаве и Праге). В дальнейшем, начиная с 70-х гг. география выступлений советских джазовых ансамблей расширяется. Наряду с участием в фестивалях и концертах в социалистических странах, наши джазовые музыканты выезжают в Индию (А. Кузнецов, Т. Курашвили, Н. Левиновский), в Западный Берлин («Арсенал» п/у А. Козлова), Англию и Италию (трио В. Ганелина), во Францию (Л. Чижик), в ФРГ (И. Бриль), в Голландию (Г. Лукьянов), в США (оркестр под управлением К. Орбеляна).
Самарская область славится не только своими бардовскими, рок- и электронными фестивалями. Раз в два года в марте в одном из лучших концертных залов (Самарская филармония) проходит фестиваль "Джаз-весна". На нем представлены все стороны джаза – от классики и до экспериментальных направлений, вроде этно-джаза. Кроме собственно джазовой  музыки, на "Джаз-весне" можно услышать смежные стили. Такие, например, как блюз, французский шансон и танго. Ставка на фестивале делается, в первую очередь, на разноплановость представленных ответвлений джазовой музыки. Организаторы фестиваля преподносят джаз не только в его классическом понимании, но и как многогранное явление, которое по-прежнему является актуальной частью современной музыкальной культуры.
Фестиваль проводится с 1962 года, являясь одним из наиболее старых джазовых форумов страны. Основателем и бессменным организатором фестиваля стал джаз-клуб знаменитого Городского молодежного клуба, основанный в том же 1962 году и ставший третьим в стране официальным джазовым клубом. 
Фестиваль "Весна", в свое время носивший также название Куйбышевского джазового фестиваля, был одним из наиболее массовых и известных фестивалей страны. Однако в 80-х годах он начал терять свою значимость. В 80-х годах фестивальное движение поддерживал в основном самарский пианист Григорий Файн, который с 1980 г. на протяжении 12 лет  возглавлял Самарский джазовый клуб. В 1993 году ему удалось провести в Самарской филармонии первый в ее истории «Джазовый абонемент» сразу из восьми концертов. А в 2003 году Файн создал клуб «Друзья джаза», занимающийся организацией концертной деятельности. В рамках программы «Григорий Файн и его друзья» в Самаре выступали десятки ведущих джазовых музыкантов из России и зарубежья: Александр Осейчук, Алексей Кузнецов, Александр Фишек, (Австралия), Джос Моонс (Бельгия), Валерий Пономарев (США) и др. В 2010 году в концертном сезоне Самарской филармонии был объявлен абонемент для детей и взрослых «Азбука джаза» для детей и взрослых. Среди программ абонемента есть эксклюзивная программа, посвященная великому пианисту и композитору Оскару Питерсону, а также программы, посвященные Д. Гершвину («Гершвин – шоу»), «Эра свинга» (в честь Дюка Эллингтона), блюзу («Блюз от Хэнди до Хэнкока»), «Ритмы джаза Нового века» и еще свыше десяти программ, посвящённых разным направлениям джазовой музыки, которые учат легко ориентироваться в стилях и жанрах, знакомят с основами джазовой композиции, и даже с современной рок - и поп-музыкой.
Раз в два года в марте в одном из лучших концертных залов Самары проходит фестиваль "Джаз-весна", созданный московским джазовым пианистом и продюсером Даниилом Крамером. На нем представлены все стороны джаза – от классики и до экспериментальных направлений, вроде этно-джаза. С 2003 по 2011 г. на "Джаз-весне" выступали самые известные исполнители современной джазовой музыки и смежных стилей – Александр Кролл, Сергей Старостин, Энвер Измайлов, Аркадий Шилклопер, Леван Ломидзе, Лера Гехнер, Ив Корнелиус, Ваагн Айрапетян, Дидье Локвуд... Разумеется, непременным участником музыкальной программы является и сам художественный руководитель фестиваля Даниил Крамер. Этот фестиваль предоставил уникальную возможность для меломанов нашего города услышать лучших мировых представителей этого элитарного жанра музыки.  К этому времени у нас в Самаре появилась определённая категория слушателей, которая любит, понимает и принимает джаз с удовольствием. "Джазовая весна" органично этому способствует, ведь это – смотр мировой джазовой мысли и высочайшего уровня исполнения. Кроме того, благодаря Д. Крамеру, более 10-ти лет в филармонии одним из самых востребованных является концертно-гастрольный абонемент «Джазовая музыка в академических залах». Даниил Борисович приглашает на концерты этого абонемента не только популярных и хорошо известных за рубежом джазовых музыкантов, но и ярких талантливых молодых артистов, чей путь в джазе еще только начинается. Большой популярностью в нашем городе пользуется абонемент филармонии – «Ladies in Jazz».
Для Самары появление такого музыканта – саксофониста, как Сергей Васильев  – огромная удача.  Уже несколько лет он активно развивает в нашем городе потрясающие творческие проекты, связанные с джазовой культурой, находит и объединяет в своей команде лучших музыкантов, композиторов, звукорежиссёров, аранжировщиков, интуитивно понимающих процесс создания и правильного звучания музыки. Компания «Лаборатория музыки» родилась в результате партнёрства двух верных друзей – верных не только своей дружбе, но и искусству. Игорь Гейдман и Сергей Васильев, помимо создания уже известной городу группы S.V.BanD, в которой сами принимают участие, реализуют и другие  интересные проекты, аналогов которым в Поволжье нет. Один из таких – эстрадно-симфонический оркестр. Это очень масштабный проект, позволяющий осуществлять самые грандиозные идеи музыкального оформления. Группа «Bellini», играющая современную музыку; «ЭкватОр» – коллектив, отличающийся игрой на разнообразных музыкальных инструментах, и даже школа кубинских танцев – вот нескромный арсенал проектов, которые существуют в рамках детища Васильева на самарской земле. Музыкант отмечает, что посвящает работе со своими коллективами всё больше времени: сам проводит репетиции, внимательно следит за их творчеством, передаёт накопленный опыт. 
Джаз удивляет и покоряет своей многомерностью и импровизационной свободой тех, кто только открывает для себя этот фантастический, непредсказуемый мир,  так не похожей на другие жанры музыки; играет важную роль в развитии музыкальной культуры нашего города.
Литература 
1.Акимова Л.Ю. Музыкальная литература. – М., 2002; 
2. Интернет – ресурс: http://propianino.ru/razvitie-dzhaza-v-rossii;
3.Коллиер Д.Л. Становление джаза. – М., 1984; 
4.Конен В. Рождение джаза. – М., 1984; 
5.Ньютон Ф. Джазовая сцена. – Новосибирск, 2007; 
6. Интернет – ресурс: http://www.vokrug.tv/person/show/leonid_utesov/;
7. Интернет – ресурс: https://sites.google.com/site/jazz1111111111112221122211/vidy-dzaza;
8. Интернет – ресурс: http://www.jazzpla.net/foto/BennyGoodmanphoto8.htm;
9. Интернет – ресурс: http://ru-jazz.livejournal.com/300103.html;
10. Интернет – ресурс:  http://filarm.ru/festivals/festival61.html;
11. Интернет – ресурс: http://www.jazz.ru/festival/vesna/